Меню
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних спортивных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Физическое воспитание тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием, учит дисциплинировать себя, вырабатывает твердый характер, учит четко выполнять нормы и правила спортивной этики, уважать соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные занятия различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта. Находясь в лагере, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления физкультурно-спортивного направления является формирование у детей потребности в здоровом образе жизни.
Данная программа по своей направленности является спортивно-оздоровительной, т. е. включает в себя спортивную деятельность, направленную на оздоровление, отдых и воспитание детей в условиях спортивного лагеря. Данная программа ориентирована на обеспечение непрерывности учебно-тренировочного процесса обучающихся ГУ ДО ЗКСШ «Олимпиец» и обучающихся спортивных школ Забайкальского края в сочетании с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием.
Также при создании программы летнего лагеря исходили из ряда важных оснований:
● Спортивный лагерь помогает использовПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних спортивных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Физическое воспитание тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием, учит дисциплинировать себя, вырабатывает твердый характер, учит четко выполнять нормы и правила спортивной этики, уважать соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные занятия различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта. Находясь в лагере, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления физкультурно-спортивного направления является формирование у детей потребности в здоровом образе жизни.
Данная программа по своей направленности является спортивно-оздоровительной, т. е. включает в себя спортивную деятельность, направленную на оздоровление, отдых и воспитание детей в условиях спортивного лагеря. Данная программа ориентирована на обеспечение непрерывности учебно-тренировочного процесса обучающихся ГУ ДО ЗКСШ «Олимпиец» и обучающихся спортивных школ Забайкальского края в сочетании с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием.
Также при создании программы летнать период летнего отдыха учащихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями.
● Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению детского коллектива, создаёт основу для развития социальных навыков учащихся и применения ими полученного опыта взаимодействия в любом коллективе.
● Создаются большие возможности для организации неформального общения спортсменов друг с другом, с тренерами-преподавателями, педагогами, методистами. Неформальная обстановка позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.
● Учащиеся ЗКСШ «Олимпиец» и обучающиеся спортивных школ Забайкальского края имеют возможность совершенствовать спортивные навыки в ходе учебно-тренировочных занятий, предусмотренных в плане тренеров-преподавателей и реализуемых в процессе смены.
Таким образом, актуальность заключается в том, что она предусматривает сочетание учебно-тренировочных занятий и различных игровых, развлекательных и познавательных мероприятий, способствующих раскрытию творческих, организаторских, интеллектуальных способностей детей, созданию условий для самореализации потенциала каждого ребенка, расширение сферы познавательных интересов о себе и окружающем мире.
Программа рассчитана на детей 10-17 лет.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Конституцией РФ;
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
- Трудовым кодексом Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022)
- Федеральным законом "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации" от 25.10.2007 N 234-ФЗ;
- Приказом Минобразования РФ от 28.06.2002 N 2479 «О внесении изменений в Порядок проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» , ред. от 08.04.2022 № 424 «О внесении изменений в Порядок проведения смен специализированных (профильных) лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».
- Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ;
- Рекомендации по организации отдыха детей и их оздоровления в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Методические рекомендации. М.: НМИЦ здоровья детей Минздрава России, 2020;
- Методические рекомендации по вопросам к проведению летней оздоровительной кампании 2023 года, включая вопросы обеспечения безопасности детей в период организованного отдыха, а также об организации учета медицинского стажа медицинских работников в организациях отдыха детей и их оздоровления от 28.04.2023 г.


В лагере имеется всё необходимое для реализации спортивной смены:
● Спортивные площадки (волейбольная, футбольная);
● Гимнастический зал;
● Тренажерный зал;
● Столовая;
● Жилые секции;
● Гигиенические условия (туалеты, умывальники, душевые комнаты);
● Материалы для оформления, проведения мероприятий и творчества детей;
● Наличие канцелярских принадлежностей;
● Аудиоматериалы и видеотехника;
● Призы и награды;

Охват одной смены – 50 человек. Продолжительность смены – 14 дней

Участники:
- администрация ГУ ДО ЗКСШ «Олимпиец»;
- тренеры-преподаватели;
- педагогические работники;
- учащиеся ГУ ДО ЗКСШ «Олимпиец» и обучающиеся спортивных школ Забайкальского края.


Питание


Для участников лагеря организовано 6-разовое питание в столовой зоне, располагающейся в жилых секциях лагеря. Каждый день в столовой дежурит назначенный отряд. В задачи дежурного отряда входит накрывать столы согласно установленному режиму.


Санитарно-гигиенические условия


В жилых секциях имеется хозяйственный блок, включающий умывальники, туалеты, душевые.

Медицинское обслуживание


В лагере оборудован медицинский кабинет, имеющий всё необходимое для оказания первой медицинской помощи. В штат лагеря входит медицинский работник.

Информационная карта программы
 

1
Полное название программы
Программа спортивно лагеря «Олимпиец»
2
Цель программы
- Создание  условий для организованного отдыха  детей в летний период, воспитание уважения к традициям, обычаям, знакомство с историей   края, становление и развитие личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
- развития личности ребенка, психического и эмоционального здоровья детей, воспитания лучших черт гражданина, толерантности;
Адресат приоритетной деятельности
Спортсмены ГУ ДО ЗКСШ «Олимпиец» от 10 лет до 17 лет;
3
Задачи
-  формирование нравственных представлений о ценностях культурно-исторического наследия Забайкальского края, семьи;
-  привитие культуры поведения, моральных устоев, социальных норм, эстетического вкуса, толерантности;
- сплочение детского коллектива, поддержание духа сотрудничества и взаимопомощи;
-  привитие навыков здорового образа жизни, санитарно-гигиенической культуры;
- профилактика ассоциальных явлений, вредных привычек;
- укрепление физического и психического здоровья детей и подростков;
-укрепление связей спортивной школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.;
- формировать у обучающихся умения объективно оценивать свои природные данные, осуществить выбор профиля, соответствующего способностям и интересам.
4
Направление деятельности
Время летних каникул составляет значительную часть свободного времени детей. Этот период отдыха и оздоровления наиболее благоприятен для развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Совместные усилия коллектива лагеря и семьи должны быть направлены на формирование у детей школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своего  края. Воспитывать на традициях Забайкалья, быть   верным своей малой Родине и при необходимости стать на её защиту.  Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. Программа  предусматривает разнообразные формы работы. Каждый день в соответствии с планом насыщен мероприятиями. В течение дня ребятам будут предложены и познавательные, и развлекательные, и спортивные виды деятельности, все это будет происходить в процессе игры, творчества, выполнения проектов, соревнований.
5
Краткое содержание
программы
Программа содержит: пакет нормативно-правовых документов; мероприятия  реализующие Программу;
ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. Таким образом имеется возможность в максимальной степени охватить все направления воспитания, развития, обучения детей; реализовать поставленные цель и задачи, в интересной, ненавязчивой, приближенной к реальности и жизненным ситуациям форме. При написании программы учтены принципы, заложенные в воспитательной системе образовательных организаций.
6
Автор программы
Зам. директора по УСР: Серёгина Д.А.
Старший методист: Рудякова Е.В.
7
Государственное образовательное учреждение
ГУ ДО «Забайкальская краевая спортивная школа «Олимпиец»
8
Ф.И.О. руководителя организации
Ломаев В.Б.
9
Адрес, телефон
672027; г. Чита, ул. Ленинградская, 106;
Электронный адрес:  Olimp-chita@yandex.ru
10
Место реализации
ГУ ДО ЗКСШ «Олимпиец»
11
Количество, возраст учащихся
50 обучащихся, от 10 до 17 лет
12
Сроки проведения, количество смен
смена 02 – 15 июня


ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ


В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей. Важным звеном в организации непрерывного учебно-тренировочного процесса и воспитания детей является летний спортивный лагерь.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Спортивный лагерь «Олимпиец» является не только базой для проведения учебно-тренировочных сборов, но и образовательно-воспитательной площадкой, реализующей поставленные цели и задачи.
Цель, задачи, содержание деятельности
Цель настоящей Программы:
Обеспечение непрерывности учебно-тренировочного процесса воспитанников ГУ ДО ЗКСШ «Олимпиец» и обучающихся спортивных школ Забайкальского края.

Задачи программы:

1. Продолжение реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки и дополнительных образовательных общеразвивающих программ по видам спорта;
2. Воспитание духовно-нравственных ценностей молодежи;
3. Профилактика здоровья детей путем осуществления комплекса воспитательных мероприятий;
4. Формирование социальной активности личности ребёнка;
5. Развитие творческих, лидерских способностей детей.


Содержание деятельности


Реализация деятельности в рамках программы «Олимпиец» предполагает:

1. Проведение учебно-тренировочных сборов по различным видам спорта:
● спортивные и творческие соревнования;
● учебно-тренировочные занятия;
● «Школа юного судьи»;


2. Физкультурно-оздоровительная деятельность:
● спортивные мероприятия;
● турниры;
● игры на свежем воздухе;


3. Воспитательная деятельность:
● проведение культурно-досуговых мероприятий;
● КТД;
● самоуправление.


4. Психологическое сопровождение;
● беседы;
● тренинги;
● анкетирование.

5. Дни единых действий, которые включаются в календарный план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам;
Являясь воспитательно-образовательной, программа лагеря рассчитана не только на организацию отдыха детей, но и на проведение учебно-тренировочных сборов по разным видам спорта для учащихся спортивных школ Забайкальского края, в том числе для учащихся ГУ ДО ЗКСШ «Олимпиец».
Задача ежедневного планирования работы лагеря – в сочетании учебно-тренировочной деятельности с досугово-развивающими мероприятиями.
Теоретической базой для написания программы послужили теоретические положения личностного и деятельностного подходов, концепция единства физического и психического П.Ф. Лесгафта, теории современной педагогики и психологии развития личности ребёнка, детская психология, классические работы по проблемам воспитания подрастающего поколения (В.А. Сухомлинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В.Н. Добролюбов).
Разработчики программы придерживаются следующих подходов в организации деятельности лагеря:
Деятельностный подход. Человек проявляется и развивается в деятельности. При реализации данной программы идет вовлечение воспитанников в совместную творческую деятельность.
Индивидуально-творческий подход. Основное назначение подхода стоит в создании условий для самореализации личности воспитанников. Программа предполагает учет индивидуальных запросов, интересов и склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей подростков, чем обеспечивается комфортное состояние на занятиях и дифференцированный подход к каждому воспитаннику.
Личностно-ориентированный подход.Предполагает помощь в осознании воспитанником себя личностью, своей ценности, личной свободы, умения прогнозировать и контролировать себя. Для воспитанников создаются условия для роста, личностного самовыражения своего «Я».
Ценностный подход.Предполагает воспитание у ребят ценности здорового образа жизни, образованности, культуры общения и поведения, а также практическое освоение таких ценностей как Жизнь, Добро, Отечество, Справедливость, Истина, Красота, Мир, Любовь.
Гуманистический подход. Ориентирован на взаимодействие «воспитатель – воспитанник» и базируется на взаимном уважении, справедливости, любви, дружбы.


Принципы


Программа летнего спортивного лагеря «Олимпиец» опирается на следующие принципы:


1. Принцип природосообразности. Педагогический процесс строится в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. Воспитательный процесс направлен на развитие самовоспитания, самообразования учащихся. Определение зон ближайшего развития учащихся, позволяющих понимать возможности учащихся.
2. Принцип гуманизации. Социальная защита растущего человека, как педагогический процесс, строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.
3. Принцип демократизации. Предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения, самообучения, самовоспитания.
4. Принцип культуросообразности. Максимальное использование в воспитании и образовании физкультурно-оздоровительной среды.
5. Принцип целостности. Достижение единства и взаимосвязи между всеми компонентами педагогического процесса.

Формы и методы работы
Данная программа реализуется через использование групповых, индивидуальных и коллективных форм работы, которые осуществляются через использование традиционных методов, которые способствуют целостному личностному развитию воспитанников, раскрытию их внутреннего потенциала:
• объяснительно-иллюстративный метод (дискуссионные площадки, акции, индивидуальные беседы и т.д.);
• репродуктивный метод (работа с настольными играми, викторины, соревнования, квесты и т.д.).
Система летнего отдыха представляет довольно разветвленную структуру деятельности, нацеленную на полноценное развитие воспитанников с учетом следующих технологий воспитательного процесса:
• квест-технология;
• технология КТД;
• игровые технологии;
• технология создания позитивного психологического климата.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Организация смены настоящей Программы предполагает три этапа:
1. Подготовительный
- разработка программы смены;
- подбор педагогических работников;
- составление списка участников;
- организация финансового обеспечения;
- подбор учебных, методических и других сопутствующих материалов.
2. Организационный
- размещение участников в лагере;
- организация жизнедеятельности лагеря;
- формирование актива лагеря;
- оформление отрядных мест.
3. Основной
- проведение учебно-тренировочных занятий по планам тренеров-преподавателей;
- организация работы по плану;
- реализация основной идеи смены;
- контроль за осуществлением тренировочного процесса;
- ежедневное отслеживание эмоционального состояния воспитанников.
4. Заключительный
- анализ работы смены, подведение итогов;
- награждение победителей.

5. Аналитический
- анализ работы, обработка и оформление материалов смены;
- перспективное планирование.

Сроки реализации программы: 02 июня - 15 июня 2025 г.


МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Условия реализации программы:
1) Привлечение высококвалифицированных специалистов для проведения
образовательно-развивающей работы;
2) Многоплановость деятельности (учебно-тренировочные занятия, конкурсы, творческие мероприятия, спортивные праздники, КТД);
3) Отбор педагогических методов и средств с учётом возрастных, интеллектуальных, эмоциональных, физических особенностей подростков.


Организация жизнедеятельности лагеря
Программа рассчитана на 1 смену, продолжительностью 14 дней, организация деятельности отрядов по различным видам спорта.


В течение одного дня каждый отряд участвует в следующих видах деятельности:
• учебно-тренировочные занятия;
• отрядные дела;
• спортивно-массовые мероприятия;
• досуговые мероприятия.


Данный режим жизнедеятельности лагеря нашёл своё отражение в режиме дня:


Первая половина дня – учебно-тренировочные занятия по планам тренеров-преподавателей, подготовка к спортивно-массовым и культурно-досуговым мероприятиям, отрядные дела.
Вторая половина дня – спортивно-массовые мероприятия, общелагерные праздники, учебно-тренировочные занятия по планам тренеров-преподавателей, отрядные дела.
Вечер – культурно-досуговые мероприятия, просмотр фильмов.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

• Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки;
• Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены;
• Подбор методических разработок в соответствии с планом работы;
• Проведение ежедневных планёрок;
• Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Успешность реализации программы во многом зависит от педагогических кадров, в состав которых входят тренеры-преподаватели, педагоги, методисты. При этом основными требованиями, предъявляемыми к качествам педагогов, являются:


Знание концепции дополнительного образования;
Обладание высоким уровнем профессиональной компетентности;
Знание закономерностей физического и психического развития детей, их возрастных особенностей;
Владение технологией преподавания, соответствующей целям физического развития детей.


Реализация программы спортивного лагеря контролируется непосредственно администрацией ГУ ДО ЗКСШ «Олимпиец», администрацией спортивного лагеря.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

• Спортивные площадки (волейбольная, универсальная);
• Гимнастический зал;
• Тренажерный зал;
• Жилые секции;
• Столовая;
• Гигиенические условия (туалеты, умывальники, душ);
• Материалы для оформления, проведения мероприятий и творчества детей; • Наличие канцелярских принадлежностей;
• Аудиоматериалы и видеотехника;
• Призы и награды.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Лагерь содержится за счёт бюджетных средств Забайкальского края, родительских средств. Для содержания лагеря могут быть привлечены спонсорские средства.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности, личностный рост участников смены.
3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности, развитие коммуникативных способностей и толерантности.
4. Совершенствование спортивных навыков учащихся Забайкальского края и ГУ ДО ЗКСШ «Олимпиец».

ОЦЕНКА ЭФФЕКЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ


Ожидаемый результат
Методы оценки
Общее оздоровление воспитанников, повышение спортивных показателей, укрепление их здоровья.
Самооценка состояния здоровья осуществляется с помощью анкетирования.
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности, личностный рост участников смены.

Тестирование
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности, развитие коммуникативных способностей и толерантности.

Методика изучения индивидуальных способностей личности.
Совершенствование спортивных навыков учащихся Забайкальского края и ГУ ДО ЗКСШ «Олимпиец».
Анализ контрольно-переводных нормативов учащихся ГУ ДО ЗКСШ «Олимпиец».
Перечень примерных мероприятий по реализации задач программы
(14 дней)*



1 день Заезд, размещение. Инструктажи. Знакомство с лагерем. Воспитательное мероприятие. Отрядные дела.
2 день Медицинский осмотр. Учебно-тренировочные занятия. Воспитательное мероприятие. Отрядные дела.
3 день Подготовка к открытию лагерной смены. Учебно-тренировочные занятия. Открытие лагерной смены.
4 день Отрядные дела.
5 день Учебно-тренировочные занятия. Воспитательное мероприятие. Отрядные дела.
6 день Учебно-тренировочные занятия. Воспитательное мероприятие. Отрядные дела.
7 день Учебно-тренировочные занятия. Воспитательное мероприятие. Отрядные дела.
8 день Учебно-тренировочные занятия. Воспитательное мероприятие. Отрядные дела.
9 день Учебно-тренировочные занятия. Воспитательное мероприятие. Отрядные дела.
10 день Учебно-тренировочные занятия. Воспитательное мероприятие. Отрядные дела.
11 день Учебно-тренировочные занятия. Воспитательное мероприятие. Отрядные дела.
12 день Учебно-тренировочные занятия. Воспитательное мероприятие. Отрядные дела.
13 день Учебно-тренировочные занятия. Воспитательное мероприятие. Отрядные дела.
14 день Учебно-тренировочные занятия. Воспитательное мероприятие. Подготовка к закрытию лагерной смены.
Закрытиесмены. Организованный выезд.

* Более подробно ознакомиться с планом мероприятий спортивно-оздоровительной смены можно в программе воспитания для организации летнего отдыха в СОЛ «Олимпиец», а также в рабочей программе летней смены 2025 года.

Список литературы


1. Булгакова Л.И. «Территория творчества». – Тамбов, 2011г.
2. Патрикеев А.Е. «Подвижные игры для детей» - Ростов-на-Дону, 2014 г..
3. Жиренко О.Е. Мир праздников, шоу, викторин-М.:«5»за знания, 2013 г.
4. Лобачѐва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь. – М.: ВАКО, 2013 г. 5. Радюк Е.А. Игровые модели досуга и оздоровления детей. - Волго-град: Учитель, 2008г.
6. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2012 г.
7. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2013 г.
8. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2013 г. 6. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2012 г
9. Филимонов А.П.., Сперанская Н.И. Комплексная программа организации отдыха и оздоровления детей и подростков «Итоги пятилетки: Люди. Цифры. События». Вариант 2011. Практико-ориентированная монография. Тюмень, 2011 г.

Список литературы для детей

1. В. Голявкин. Ты приходи к нам, приходи. Изд-во: Энас-книга, 2014
2. В.Рутковский. Бухтик из тихой заводи. Изд-во: Детская литература, 1981
3. М. Коршунов День веснушек. Изд-во: ИД Мещерякова, 2016
4. Н. Богданов. Когда я был вожатым Изд-во: Детская литература, 1986



Made on
Tilda